Все о психологии и отношениях

Лето кончается, а ребенок не хочет идти в школу. Что делать уже сейчас?

0 0

Новый портфель и пенал не помогут


Лето кончается, а ребенок не хочет идти в школу. Что делать уже сейчас?

Фото: Vitolda Klein / unsplash.com Почему через месяц после 1 сентября ребенок ложится на пороге и саботирует школу и может ли новый пенал заставить учиться, рассказывает детский психолог Анастасия Пелячик.

Директор говорит: «У вашего ребенка школьная дезадаптация»

Зачем ребенка готовить к школе? Неужели психологической диагностики недостаточно?

— Есть такое страшное явление — школьная дезадаптация. Представьте, вызывает вас директор и говорит: «Забирайте чадо. У него школьная дезадаптация!» И стоите вы растерянный, испуганный, не знаете, что делать.

Школьная дезадаптация возникает тогда, когда ребенку в школе плохо и ходить он туда не хочет. Если ребенок послушный, он начинает страдать и болеть, саботируя посещение школы. Обмороки, головокружения, слабость, тошнота, даже температура — проявлений много. В любом случае, в школу он не идет по уважительной причине.

У моего самого одаренного и перспективного из моих десятерых детей, которого я сама как психолог диагностировала на психологическую готовность к школе, была дезадаптация. Ему очень не повезло с педагогом. Он попал в класс к непростому и тяжелому учителю, который транслировал свои психологические проблемы на учеников. Сын начал болеть. У него все время кружилась голова, першило в горле, он кашлял. За учебный год из восьми месяцев был в школе всего три. Но мой сын из тех детей, которые хорошо понимают «про надо».

А есть другие — дети-жизнелюбцы. У них большой запас воли, энергии, жизненных ресурсов. Такие дети не станут издеваться над своим организмом, они в школу просто не пойдут. Лягут на пороге.

Если у родителей вдоволь энтузиазма, они дотащат ребенка до школы, но жизнелюбец тогда будет срывать уроки. Именно по поводу таких детей директора обычно и говорят: «Заберите, он другим учиться не дает».

Какая задача стоит в этом случае перед родителями?

— Сделать все, чтобы до болезни или протеста дело не дошло. Помимо того, что родителям имеет смысл позаботиться о выборе педагога, которому они доверяют, или хотя бы вникнуть, кто с ребенком будет постоянно взаимодействовать, нужно сделать еще три вещи.

Выяснить, а есть ли у ребенка мотивация, развита ли произвольность, и, конечно, важно обратить внимание на уровень развития интеллекта ребенка. Потянет ли он ту программу и требования, которые будут жестко предъявлены ему 1 сентября и в течение последующих 11 лет?

Новый пенал и стразики не могут быть мотивацией идти в школу

Мотивацией вы называете «хочу или не хочу идти в школу»?

— Именно, и если хочу, то ради чего? Мотивация не бывает хорошей или плохой. Она бывает адекватной или неадекватной, той, которая помогает нам что-то делать или не помогает. Ребенок может в принципе не хотеть идти в школу 1 сентября.

Почему же?

— Во-первых, потому что у него есть личный негативный опыт, если речь идет о школьниках.

Во-вторых, если негативный опыт был у других. Например, он видел, как папа хватался за ремень, мама орала, оба родителя заставляли переписывать тетради старших братьев-сестер, а те рыдали ночью над уроками от усталости. Разумеется, ребенок, которому предстоит идти в школу, скажет: «Спасибо, не надо. Я лучше дома посижу».

Наша задача, если семья многодетная, никогда не разбираться со старшим в присутствии младшего, чтобы не отбить у младших желание ходить в школу.

Не критиковать учителя, даже если есть за что. Не говорить о том, что в школе может быть плохо, опасно или трудно. Не показывать ситуации, когда со школой связаны какие-то неприятные эмоции.

— А если это уже произошло: уже ругали старших, уже хватались за ремень, уже плакали ночами?

— Это не конец света. У всех детей есть природное любопытство, они, естественно, хотят проверить сами, действительно ли там все так ужасно. На этом и надо сыграть. Задача — подогреть интерес, рассказывая про школу как про место, где будет происходить нечто полезное и замечательное, а не пугать реалиями.

Если ребенок хочет идти в школу, то важно, чтобы кроме неадекватной мотивации была адекватная.

Неадекватная мотивация — это ситуация, когда ребенку одиноко, не хватает общения, нет друзей и он хочет в школу, чтобы играть и общаться. 

Общаться там ему не дадут, ведь перемены короткие, а на уроках нельзя.

Задача родителя — организовать ребенку летом интенсивное общение со сверстниками. Помогите найти ему друзей в кружке, лагере, на даче. У ребенка должен быть опыт тусовки, чтобы школа не стала единственным местом, где он, наконец, увидит детей. Он должен за лето наиграться, наболтаться и наобщаться с ровесниками.

Неадекватной мотивацией также является внешняя мотивация: хочу в школу, потому что мне купят суперский портфель, модный пенал и бант со стразиками. Поверьте опыту: стразики отваливаются, пенал надоедает за месяц, портфель пачкается и, значит, ходить в школу становится незачем. Если школа ассоциируется у ребенка с разными предметами, которыми ребенок будет обладать, надо нащупать иную мотивацию, на которую можно опереться.

Но для многих родителей это действительно мощный аргумент: «Еще мы купим тебе портфель!» Что делать?

— Просто спросите ребенка: почему ты думаешь, что в школе хорошо? Чего больше хочешь, как себе представляешь будущий год?


Лето кончается, а ребенок не хочет идти в школу. Что делать уже сейчас?

Еще лучше вы поймете мотивацию ребенка через игру «директор-ученик». «Давай ты будешь директор, а я ученик, — говорите своему чаду. — Раз ты директор, то должен сделать мне расписание уроков на каждый день».

Он составит его (по собственному опыту или опыту старших детей), и если там каждый день «рисование», «музыка» и «физкультура», значит, у него нет учебно-познавательной мотивации. Значит, у вашего ребенка мотивация игровая и он ходит в школу, чтобы хорошо провести время, потому что не наигрался и не наобщался.

Мотивацию в детях убивают родители

Как же понять, что мотивация адекватна и ребенку есть на что опереться?

— Адекватная мотивация — познавательная. Желание узнавать новое, любопытство — вещь врожденная. Не важно, к каким предметам есть любопытство, важно, чтобы хоть что-то было интересно. Но врожденная мотивация легко умирает в человеке. И убивают ее родители.

Что-то не верится.

— Сидит ребенок и ест песок в песочнице. Что делает родитель? Бросается песок выковыривать, мыть рот с мылом и проводить воспитательную работу.

Стоите вы у подъезда, обсуждаете с соседями повышение тарифов ЖКХ, а ребенок вынимает в это время все, что есть в мусорном ящике. Что скажете? «Да что ты делаешь?! — начнете вы возмущаться. — Посмотри, в каких туфлях и рубашке я тебя на улицу вывела, а ты поросенок… Да мы в музыкальную школу шли записываться».

А если ребенок розетку вилкой ковыряет? Бросимся не только спасать, но и орать и наказывать. Или когда выясняем с мужем, куда ушел семейный бюджет, а ребенок подходит и спрашивает: «Ма, почему у вороны башка черная?» Уверяю вас, вы скажете: «Не видишь, что мы заняты? Отойди, деточка, в углу посиди тихо».

Родителям нужен спокойный ребенок, который сидит и рисует домик с солнышком, а если мы с соседкой болтаем, то стоит молча и не встревает.

А ребенок, у которого высокая познавательная активность, который проверяет мусорный бак, вкус песка, глубину луж и раскручивает розетки — такой ребенок для нас неудобный.

Ну не разрешать же розетку разбирать?

— Принцип простой. Все, что не убивает, — все можно!

«Розетку раскручивать не будем, а мусорный бак, ну что делать, проверяй. Песок не очень хорошо есть, смекту потом попьем. Ладно, узнай, какой он на вкус», — вот так правильно рассуждать.

Познавательную активность важно в ребенке поощрять.

Финляндия много лет выигрывает все мировые конкурсы по лучшей подготовке детей к школе. И тут колоссальная заслуга не только учителей, но и родителей, которые очень многое детям позволяют.


Лето кончается, а ребенок не хочет идти в школу. Что делать уже сейчас?

На это ориентировано все: и среда, и люди. Финны выводят своих детей на улицу в клеенчатых штанах на лямках и позволяют идти измерять глубину луж. Это правильно, потому что это единственная возможность освоить мир своим телом и всеми органами чувств. Никто не кинется в Финляндии бить ребенка, если он стал есть песок. Наберитесь терпения, позвольте и вы своему ребенку осваивать вселенную.

Как до ребенка донести, что от его усилий многое зависит

А можно ли эту познавательную мотивацию поощрять и развивать кружками?

— Я — противница раннего развития. Кружки — это хорошо, потому что прекрасно развивают произвольность (учат терпеть и смиряться). Но еще чаще они убивают познавательную активность. Если у маленьких детей больше двух кружков, то это катастрофа.

Ребенок не способен к успешному участию во всех мероприятиях. Дети с родителями связаны как сообщающиеся сосуды.

Чем выше у нас познавательная активность, чем больше мы пытаемся транслировать на детей информацию, впихнуть их в большее число кружков, тем меньше собственной активности у ребенка.

У активных родителей обычно пассивные и амебообразные дети. Родителям важно дозировать свое участие, потому что познавательная активность должна идти изнутри, а не снаружи.

Кроме познавательной мотивации, должна же быть еще какая-то?

— Учебная. Но она практически не встречается. Если я, взрослая женщина, не умею кататься на коньках, то, как вы думаете, я вчера тренировалась? А позавчера? Хожу ли я каждый день на лед? Подскажу сразу. Нет, я и не делаю никаких усилий, чтобы исправить эту ситуацию. В этом вопросе у меня напрочь отсутствует учебная мотивация.

Учебная мотивация — это ситуация, когда человек не умеет, не может, но делает, старается, в надежде, что станет лучше. Направлена эта мотивация может быть куда угодно. Сейчас не могу, но постараюсь и когда-нибудь смогу.

Моя младшая дочь плачет на фигурном катании, потому что больно делать растяжку, сложно прыгать. И когда я ее спрашиваю: «Ну что, больше не пойдем?» — она плачет, но отвечает: «Пойде-е-е-е-ем!»

Я не могу, но преодолеваю, делая усилие. И это касается не только спорта, но и уроков. Моя малышка, у которой не получается математика, каждый вечер говорит: «Мам, давай позанимаемся».


Лето кончается, а ребенок не хочет идти в школу. Что делать уже сейчас?

Готовность потрудиться, чтобы похвалили, наклеили наклейку, дали медаль, позволили выступить на конкурсе — это большая редкость!

Помните, в советских школах оценивали детей по прилежанию. Ты можешь не до конца справиться с заданием, но если я вижу, что ты постарался, я тебя поощряю. У ребенка должен быть опыт преодоления и усилия, и этот опыт тоже надо поощрять.

Нужно до ребенка донести, что от его усилий многое зависит. Объяснить, что для нас не важна формальность — баллы за тест — зато важно, как он к тесту готовился. Учебную мотивацию можно взрастить через позитивное подкрепление: наше восхищение, доброе слово, подарок, свое свободное время.

У ребенка должно быть на рефлекторном уровне: если делаешь хорошее, то мы тебя поощряем. Но только не увлекайтесь деньгами, чтобы это не превращалось в бартер.

Помните, на заводах раньше были доски «Мы гордимся…»? Заведите такую штуку дома. Пишите ребенку благодарственные письма, вывешивайте туда грамоты, рисунки и медали. У ребенка должно быть зримое подтверждение, что все, что он делает — не зря! Положительное подкрепление должно быть не только на слуху, но и на глазах.

Но школа — это не только «я хочу», это еще и «надо».

— Есть еще и третий вид мотивации — социальная. Это ситуация, когда ребенок хочет идти в школу, потому что знает, что у всех в мире есть дело! Все делают что-то полезное для человечества. Папа работает, мама обеспечивает порядок и уют. А у тебя какое дело?

Важно донести до ребенка, что у него есть дело: «Ты ученик! Для всей страны важно, как ты учишься здесь и сейчас. Когда через 20 лет кому-нибудь нужно будет вырезать аппендицит, а ребята, которые плохо учились в школе, не знают, где он — справа или слева, — хочешь к такому доктору? А понравится ли тебе инспектор, который не знает ПДД? А согласишься сесть в машину, которую собирал двоечник, так и не разобравшийся, как работает двигатель внутреннего сгорания? Или если загоревшуюся в твоем доме электропроводку станет тушить водой пожарный-двоечник? Тебе понравится?


Лето кончается, а ребенок не хочет идти в школу. Что делать уже сейчас?

Понимаешь, как важно хорошо учиться? От этого зависит будущая жизнь нас всех! Вылечит ли нас доктор, будем ли мы в безопасности, хорошие ли дома построят и самолеты соберут. Мы тобой гордимся, если ты учишься без дураков здесь и сейчас. Ты работаешь на нас всех!»

От того, как ребенок учится в начальной школе, зависит его дальнейший путь. Начальная школа — это не запихивание знаний, не обучение чтению и письму и тому, что Москва — столица нашей родины. Это и дома рассказать можно. В начальной школе учат учиться, добывать и обрабатывать информацию, систематизировать ее.

Именно поэтому родители должны говорить о значимости роли ученика. Именно поэтому мы дарим ребенку отдельный стол, где никто не может трогать его вещи. Его стол, его портфель, его дела. Ребенку важен статус — не только обязанности, но и права, потому что тогда он становится уважаемым членом общества. И это замечательная мотивация, которая поможет ему все 11 лет в школе делать над собой усилие и идти дальше.

Помогите Правмиру Любая сумма, даже самая незначительная для вас, очень важна нам сейчас. Пожертвовать на работу Правмира Помогите Правмиру Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ. 18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами! ПОМОЧЬ

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.